Политика Верховного тайного совета. Корректировка
петровских реформ.Страница 10
Что касается центральных учреждений, то, как мы видели, все усилия верховников были направлены на их удешевление, с одной стороны, и повышение их эффективности за счет ликвидации дублирования функций — с другой. И если даже согласиться с теми историками, которые в рассуждениях верховников видят неприятие ими самого принципа коллегиальности, никаких реальных действий по его разрушению они не предприняли. Верховники
уничтожили ряд ранее существовавших учреждении и создали другие, причем новые учреждения создавались на тех же принципах коллегиальности, а их функционирование основывалось на петровском Генеральном регламенте и Табели о рангах. Коллегиальным органом, как уже упоминалось, был и сам Верховный тайный совет. Всему сказанному не противоречит и сокращение числа коллежских членов, не изменившее сколько-нибудь принципиально порядок принятия решений в учреждениях. Несколько иначе выглядит решение верховников отказаться от выплаты части чиновников жалованья и перевести их на кормление "от дел". Здесь действительно можно усмотреть существенное отступление от петровских принципов организации аппарата управления, заложивших основы русской бюрократии. Конечно, правы те, кто обвиняет верховников в непонимании сути реформы Петра, однако действовали они исходя не из каких-то идейных установок, а подчиняясь обстоятельствам. В их оправдание нужно, впрочем, сказать, что в реальности чиновники и в то время, и позднее получали жалованье крайне нерегулярно, с большими задержками и не всегда полностью; практиковалась выдача жалованья продуктами. Так что в определенной мере верховники придали силу закона тому, что существовало de facto. Обширное государство нуждалось в разветвленном и отлаженном аппарате управления, но не имело ресурсов для его содержания.
Сам факт не только ликвидации верховниками некоторых петровских учреждений, но и создания ими новых свидетельствует, на мой взгляд, о том, что и эти их действия носили вполне осмысленный характер. Причем, их реакция на меняющуюся ситуацию была достаточно быстрой. Так, по указу от 24 февраля 1727 г. все обязанности, связанные со сбором податей в городах, были возложены на городовые магистраты с личной ответственностью их членов за недоимки. В результате явились новые злоупотребления и поток жалоб на них посадских людей1, что стало одним из факторов, предопределивших их ликвидацию. По существу это было разрешением противоречия между восходящей к иностранным образцам форме петровских городских учреждений и фактически закрепощенным состоянием населения российских городов,
при котором даже ничтожные элементы самоуправления оказывались недееспособными.
Как вполне разумную и оправданную можно, на мой взгляд, охарактеризовать торгово-промышленную политику Верховного тайного совета. Всрховники исходили в целом из экономически верного представления, что именно торговля, скорее всего, может принести столь необходимые государству средства. Протекционистский тариф 1724 г. нанес торговле значительный урон и вызвал немало протестов со стороны как русских, так и иностранных купцов. Негативными были и последствия закрытия еще ранее Архангельского порта, что привело к разрушению веками складывавшейся инфраструктуры торговли и разорению многих купцов. Поэтому принятые верховниками меры были разумны и своевременны. Показательно, что и в этих вопросах они не спешили, а созданная ими Комиссия о 'коммерции завершила работу над новым тарифом лишь к 1731 г. В основу его были положены, с одной стороны, голландский тариф (что лишний раз доказывает, что церковники были истинными "птенцами гнезда Петрова"), а с другой - мнения купцов и органов управления торговлей. Свою положительную роль сыграл новый вексельный устав, отмена ряда торговых монополий, разрешение на вывоз товаров из Нарвского и Ревельского портов, ликвидация ограничений, связанных с постройкой торговых судов, введение отсрочек на недоимки по таможенным пошлинам. Испытывая острый дефицит денежных средств, верховники, однако, считали возможной адресную поддержку отдельных промышленных предприятий путем предоставления налоговых льгот и государственных дотаций. В целом их торгово-промышленная политика была относительно более либеральной и находилась в русле модернизационных процессов.
Итак, в первые пять лет после смерти Петра Великого процесс преобразований в стране не остановился и не был повернут вспять, хотя темпы его, конечно, резко замедлились. Содержание новых преобразований было связано прежде всего с корректировкой тех петровских реформ, которые не выдержали столкновения с реальной жизнью. Однако в целом политика новых правителей страны отличалась преемственностью. Все основополагающее в петровских реформах — социальная структура общества, принципы организации государственной службы и власти, регулярные армия и флот, податная система, административно-территориальное деление страны, сложившиеся отношения собственности, светский характер власти и общества, нацеленность страны на активную внешнюю политику — осталось неизменным. Правомерно сделать, видимо, и еще один вывод: первые годы истории послепетровской России доказали, что реформы Петра в основе своей были необратимы, и необратимы именно потому, что в целом соответствовали естественному направлению развития страны.
Сожжение Москвы
Но опричники оказались неспособными сражаться с вооружённым и сильным врагом. Хан Девлет-Гирей объявил о «священной войне» против русских. На время похода ему удалось объединить силы крупнейших татарских ханств. Кроме Крымской орды, во вт ...
Зарождение дипломатической системы древней Руси
Организация дипломатической деятельности неотделима от внешнеполитической функции государства. Зарождение государственности даже в такие «непросвещенные» времена, как IX-X веках отечественной истории, неизбежно предполагает с первых же ша ...
Литература.
Те изменения, которые произошли в обществе IV в., нашли отражение в его культуре. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя т ...