История » Походы Ермака и присоединение сибирских земель к России » Введение

Введение
Страница 1

Присоединение к России огромной и неизведанной Сибири – значительный политический шаг, позволивший государству российскому стать крупнейшей державой в мире. До Ивана Грозного мысль о расширении России за счет присоединения Сибири посещала царей, однако практически претворить в жизнь эту идею не получалось. Необходима была крепкая централизованная власть и те смельчаки, которые в угоду государству не побоялись бы оставить жизнь в этой загадочной стране.

Для Ермака и его сподвижников завоевание Сибири было подвигом, возможностью увековечить свое имя и искупить свои «прегрешения» перед царем. Дружина этого великого атамана почти полностью состояла из неугодных царю опальных казаков. Таким образом, Иван Грозный, посылая Ермака в Сибирь, не терял ничего: с одной стороны, если погибнет кучка «политических преступников», то не жалко, а даже удобно, ибо царь «умыл руки»; с другой стороны, Иоанн понимал, что казакам под силу выполнить высочайший указ, к тому же за гипотетическую реабилитацию.

Каким образом немногочисленной дружине Ермака удалось подчинить столь огромную территорию? Возможно, благодаря невероятному мужеству, мудрости и хитрости, а также потрясающей сплоченности дружины, ведь каждый казак был не просто соратником Ермака, но его другом.

Он положил начало завоеванию Сибири, и хотя не прошел дальше Оби, но сделал первый шаг к великому присоединению этой суровой земли к России. Весть о мужестве и отваге русских землепроходцев впоследствии заставляла многих сибирских князей добровольно складывать оружие.

«Чего хотели одни, что обещали другие, то исполнилось;

атаманы стали грудью за область христианскую.

Неверные трепетали; где показывались, там гибли»

Н.М. Карамзин

Начиная описание подвигов Ермака, скажем, что они, как и все необыкновенное, чрезвычайное, сильно действуя на воображение людей, произвели многие басни, которые смешались в преданиях с истиною и под именем летописаний обманывали самих историков. Так, например, сотни воинов Ермака, подобно Кортецовым или Пизарровым, обратились в тысячи, месяцев действия – в годы, плавание трудное – в чудесное. Оставляя баснословие, следуем в важнейших обстоятельствах грамотам и достовернейшему современному повествованию об этом любопытном описании.

Атаманы плыли четыре дня вверх по реке Чусовой до хребта Уральского и между горами; два дня – рекой Серебряной, и достигли так называемого Сибирского пути

;

остановились и, не зная, что ожидало их впереди, для своей безопасности сделали земляное укрепление, дав ему имя Кокуя-городка

; видели только пустыни и малочисленных мирных жителей и через волок перебрались оттуда до реки Жаравли. Эти места до сих пор славятся памятниками Ермака: скалы, пещеры, следы укреплений называются его именем; его тяжелые ладьи, оставленные им между Серебряною и Баранчою, еще не совсем истлели. Реками Жаравлей и Тагилом вошли атаманы в реку Туру, уже в область Сибирского царства, где в первый раз вступили в завоевательную схватку. На месте нынешнего Туринска стоял городок князя Епанчи

, который, повелевал многими татарами и вогуличами, встретил смелых пришельцев тучею стрел с берега (где теперь село Усениново), но бежал, устрашенный громом пушек. Ермак велел разорить этот городок; осталось только название: жители до сих пор называют Туринск Епанчином. Опустошив улусы и селения вниз по Туре, атаманы на устье Тавды взяли в плен сановника Кучума - Таузака, который, спасая жизнь, сообщил им все нужные для них сведения о своей земле и, будучи за это освобожден, известил ее царя, что «предсказание сибирских волхвов сбывается, ибо сии кудесники уже давно, как пишут, вопили на стогнах о неминуемом скором падении его державы от нашествия христиан».[1,620]

Таузак описывал казаков людьми чудесными, воинами неодолимыми, стреляющими огнем и громом смертоносным

навылет сквозь латы. Но Кучум, лишенный зрения, имел сильную волю: он мужественно решил защищать свою веру и царство; собрал войско из всех улусов, выслал племянника Маменткула в поле с многочисленной конницей, а сам укрепился на Иртыше, под горой Чувашь, преграждая атаманам путь к Искеру.

Страницы: 1 2 3 4 5

Культура
Как всякий народ, славяне «имели некоторое понятие об искусствах… Они вырезывали на дереве образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялись от солнечного света и не смывались дождём. В древних могилах…нашл ...

Болгария во времена Калояна и Борила
Калоян сумел подавить боярскую оппозицию и добился успехов в борьбе с Византией. К началу XIII в. Второе Болгарское царство расширило свои границы, захватив Северную Македонию, города Браничево и Белград. Калоян добился признания своей вл ...

Религия и философия.
В эпоху Великой колонизации традиционная греческая религия не отвечала духовным запросам современников еще и потому, что в ней трудно было найти ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует ли она вообще. На с ...