История » Походы Ермака и присоединение сибирских земель к России » Введение

Введение
Страница 3

не имели права тронуть ни одного мирного жителя. «Пишут, что грозный, неумолимый Ермак, жалея воинов христианских в битве, не жалел их в случае преступления и казнил за всякое ослушание, за всякое дело судное

: ибо требовал от дружины не только повиновения, но и чистоты душевной, чтобы угодить вместе и царю земному и царю небесному; он думал, что бог даст ему победу скорее с малым числом добродетельных воинов, нежели с большим закоснелых грешков, и казаки его, по сказанию тобольского летописца, и в пути и в столице сибирской вели жизнь целомудренную: сражались и молились!»[1, 624].

Через некоторое время, не имея сведений о Кучуме, атаманы без опасения занимались ловлею в окрестностях города. Но Кучум был недалеко: племянник его Маметкул, собирал войска в поле и 5 декабря внезапно напал на 20 дружинников Ермака, которые ловили рыбу в озере Абалацком, никого не оставил в живых. Узнав об этом, Ермак устремился за неприятелем: настиг его близ Абалака и нанес ему сокрушительный удар; взял тела своих убитых и с честью предал земле на Саусканском мысу, близ Искера, где было древнее ханское кладбище. Суровые погодные условия повлияли не решение атамана не возобновлять никаких военных действий до весны. Между тем новые владения России расширялись вполне мирным путем: князья Ишбердей и Суклем вызвались добровольно платить ясак, или дань, соболями и присягнули России в верности. Таким образом, занимаясь делами внутреннего управления, Ермак вел мирную политику на сибирской земле до апреля. Однако вскоре пришло известие, что Маметкул собрал новое войско и приближается к Иртышу. Ермак собрал отряд из 60 казаков, которые ночью подкрались к стану Маметкула, и, застав войско последнего врасплох, взяли в плен царевича, который теперь мог выступать в качестве залога. Уже имея лазутчиков и в отдаленных местах, Ермак в то же время узнал, что многие сибирские князья оказали Кучуму в поддержке.

Оставив в Искере часть дружины, Ермак с казаками поплыл Иртышем к северу. Уже ближайшие улусы признавали власть его; он шел мирно до устья Аримдзянки, где татары, еще независимые, засели в крепости и не хотели сдаться: взяв ее приступом, атаманы велели расстрелять или повесить главных защитников крепости. Мирные жители посягнули на верность Ермаку и России.

Далее начинались юрты остяков

и кондинских вогуличей

. Их предводитель князь Демьян не пожелал сложить оружие. Он выступил против Ермака с двумя тысячами воинов. Однако атаманы при помощи огнестрельного оружия обратили армию Демьяна в бегство и заняли крепость, в которой, по преданию, находился «золотой кумир», вывезенный из древней России во время ее крещения. Казаки кумира так и не обнаружили.

Ермак не стал задерживаться в побежденной крепости и, обложив жителей разумным налогом, двинулся дальше по Иртышу. Упорно проходя по быстрой сибирской реке, Ермак без труда овладел Нарымском, Тарханской волостью. Вступив во владения остяцкого князя Самара, который объединился с восемью другими князьями, атаман встретил сопротивление. Ермак пошел не хитрость: ночью, когда вся армия Самара, уверенная в своем численном превосходстве, крепко спала, казаки напали. Это было столь неожиданно, что вся многочисленная армия сибирских князей в панике бежала. Обложив жителей Югорской земли умеренным ясаком, Ермак двинулся к Оби. Захватив город Назым и многие другие крепости на берегах реки, пленив князя, потеряв многих сподвижников, в том числе и близкого соратника Никиту пана, Ермак не хотел идти дальше. Поставив князя остяцкого Алача во главе завоеванных Обских земель, Ермак тем же путем вернулся в сибирскую столицу город Искер

. К тому времени о нем говорили уже как о великом завоевателе: «везде, с изъявлениями раболепства, встречали, провожали его как мужа грозы и доблести сверхъестественной» [1, 628].

Отсюда атаман дал знать Строгановым, что он одолел салтана, взял его столицу, землю и царевича, обложил народы данью; Иоанну грозному написал, что ждет его дальнейших распоряжений и пополнения войска. Также обязался сдать Иоанну царство Сибирское без всяких условий. С этими посланиями в Москву был отправлен ближайший сподвижник Ермака Иван Кольцо.

Страницы: 1 2 3 4 5

Последствия крестовых походов
Крестовые походы, как военно-религиозная акция в конечном итоге закончилась провалом .Крестоносцам, прежде всего предстояло решить политическую задачу при помощи оружия. Более конкрето –это захват новых территорий, и фактическое господств ...

Роль в современном мире
В современном мире Ахмед Яссауи остается великим деятелем истории. В наше время возводятся памятники в его честь и называются улицы. Мудрость Ходжи Ахмеда направляет мусульманскую молодежь на истинный путь, уча их доброте и терпимости. Со ...

Риторика.
Представителями риторического направления в истории были Эфор и Феопомп. Для их сочинений характерны ярко выраженная тенденциозность и морализирующий тон. Эфор (405-330 гг.) известен как создатель "Всеобщей истории", от которой ...