История » А.М. Горчаков - выдающийся дипломат XIX века » Детство и юность Александра

Детство и юность Александра

Александр Михайлович Горчаков родился в июне в Гапсале в семье военного. Отец его, Михаил Алексеевич, был генерал-майором, а мать, Елена Васильевна, в девичестве Ферзен, была дочерью полковника русской армии. В семье было пятеро детей: четыре дочери и сын. В детстве Александр получил хорошее домашнее образование, а также окончил гимназию в Петербурге. В 1811 году впервые проводился набор в Царскосельский лицей, куда был принят и Горчаков наряду с Пушкиным, Кюхельбекером, Матюшкиным, Пущиным, детьми из царской семьи и многими другими мальчиками из знатных и богатых семей. В лицее царила атмосфера творчества, все учащиеся могли найти себе занятие по душе, имели возможность раскрыть свои таланты и способности не только в науках, но и в искусстве. Важную роль в формировании личности воспитанников сыграл первый директор лицея, просветитель, дипломат и учёный – В.Ф. Малиновский, которого Александр называл "благодетелем моим".

Большинство учеников имели либеральные взгляды, отстаивали свободу личности и разделяли реформаторские усилия Александра I. Юный Горчаков был сторонником сохранения монархии, но ратовал за разумные преобразования государственного аппарата, за ограничение (а затем и ликвидацию) крепостного права, за введение и расширение гражданских свобод. В лицее Александр всегда пользовался заслуженным уважением не только товарищей по учёбе, но и преподавателей. Например, профессора русской, латинской и немецкой словесности называли его лучшим по этим предметам и "прекрасным учеником во всех отношениях". В своих суждениях и мыслях Александр был самобытен, самостоятелен, не старался никого копировать. Но уже с юных лет в нём проявлялись такие черты, как самолюбование, светский лоск. Некоторые считали его эгоистичным и самовлюблённым, но это не так. Александр ещё в лицее определился с будущей профессией и твёрдо шёл к поставленной цели. Например, так он писал своему дяде А. Н. Пещурову в 1816 году: "Военная, хотя не представляла мне почти ничего привлекательного в мирное время, кроме мундира… однако я всё же имел предрассудок думать, что молодому человеку надо начать службу с военной… Но я представляю другим срывать лавры на ратном и решительно избираю статскую, как более сходную с моими способностями, образом мыслей, здоровьем и состоянием…, а из статской. По Вашему совету, благороднейшую часть - дипломатическую".

«Ноша монарха»
Очень много всегда говорили о том, что Николай II «не был готов» к царствованию, что «он был слишком молод», «неопытен» для того, чтобы управлять огромной Империей и принимать «мудрые» решения. Николай II надел корону на 27 году жизни. О ...

Заключение.
Много лет прошло со дня смерти Симона Боливара. Давно уже во всех столицах Америки воздвигнуты в его честь памятники. Имеется памятник Боливару и в Риме, на Священном холме, там, где он когда-то поклялся освободить свою родину от испанско ...

Социальное деление и общественные отношения в исторических взглядах Джавахарлала Неру
В данном подразделе анализируется динамика взглядов Джавахарлала Неру на социализм, освещает социальная история в исследованиях Неру, а также особенности развития индийской социальной системы в изложении Неру. Несовпадающее развитие исто ...