История » А.М. Горчаков - выдающийся дипломат XIX века » Детство и юность Александра

Детство и юность Александра

Александр Михайлович Горчаков родился в июне в Гапсале в семье военного. Отец его, Михаил Алексеевич, был генерал-майором, а мать, Елена Васильевна, в девичестве Ферзен, была дочерью полковника русской армии. В семье было пятеро детей: четыре дочери и сын. В детстве Александр получил хорошее домашнее образование, а также окончил гимназию в Петербурге. В 1811 году впервые проводился набор в Царскосельский лицей, куда был принят и Горчаков наряду с Пушкиным, Кюхельбекером, Матюшкиным, Пущиным, детьми из царской семьи и многими другими мальчиками из знатных и богатых семей. В лицее царила атмосфера творчества, все учащиеся могли найти себе занятие по душе, имели возможность раскрыть свои таланты и способности не только в науках, но и в искусстве. Важную роль в формировании личности воспитанников сыграл первый директор лицея, просветитель, дипломат и учёный – В.Ф. Малиновский, которого Александр называл "благодетелем моим".

Большинство учеников имели либеральные взгляды, отстаивали свободу личности и разделяли реформаторские усилия Александра I. Юный Горчаков был сторонником сохранения монархии, но ратовал за разумные преобразования государственного аппарата, за ограничение (а затем и ликвидацию) крепостного права, за введение и расширение гражданских свобод. В лицее Александр всегда пользовался заслуженным уважением не только товарищей по учёбе, но и преподавателей. Например, профессора русской, латинской и немецкой словесности называли его лучшим по этим предметам и "прекрасным учеником во всех отношениях". В своих суждениях и мыслях Александр был самобытен, самостоятелен, не старался никого копировать. Но уже с юных лет в нём проявлялись такие черты, как самолюбование, светский лоск. Некоторые считали его эгоистичным и самовлюблённым, но это не так. Александр ещё в лицее определился с будущей профессией и твёрдо шёл к поставленной цели. Например, так он писал своему дяде А. Н. Пещурову в 1816 году: "Военная, хотя не представляла мне почти ничего привлекательного в мирное время, кроме мундира… однако я всё же имел предрассудок думать, что молодому человеку надо начать службу с военной… Но я представляю другим срывать лавры на ратном и решительно избираю статскую, как более сходную с моими способностями, образом мыслей, здоровьем и состоянием…, а из статской. По Вашему совету, благороднейшую часть - дипломатическую".

Основные идеи Парацельса
Парацельс утверждал, что настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств. «Я – иатрохимик, потому что знаю медицину и химию», - говорил Парацельс [№ 4, с. 23]. Иатрохимия выступает как лекарственная а ...

Президент США и его "новый курс"
Рузвельт стал президентом, победив с большим преимуществом. Миллионы рабочих, фермеров, представителей городских средних слоев голосовали за партию "нового курса", народ хотел перемен. Весна 1933 года вынудила новую администрац ...

Режим санации без Пилсудского. Внутриполитическое и экономическое положение в Польше в 1935-1939 гг. Военно-техническая модернизация армии
После смерти Пилсудского «санация» осталась без своего идеолога и руководителя. Президентом Польши остался И. Мосцицкий, военным министром со значительно расширенными правами стал генерал Э. Рыдз-Смиглы., ставший своего рода «Пилсудским б ...