История » Политические представления древних греков » Полис как форма государственной организации древних греков

Полис как форма государственной организации древних греков
Страница 4

, отражавшие интересы аристократии, торгово-ремесленных кругов и крестьянства.

Понятно, что аристократы не желали просто так отдавать власть. Ситуация была накалена. Для утверждения основ демократии (совсем как в России в 1991-1993 годах) требовалась «жесткая рука». Таким человеком стал один из руководителей диактриев Писистрат. Воспользовавшись напряженностью в обществе, он в 561 г. до н.э. установил тиранию в Афинах. Чтобы удержаться у власти, проводил активную политику в интересах широких слоев демоса. Политику Писистрата продолжили его сыновья – Гиппий и Гиппарх. Однако тирания вызывала все большее недовольство в Афинах. Гиппарх пал жертвой заговора, а Гиппий в 510 г. до н.э. вынужден был бежать в Персию.

Окончательно демократия утвердилась только после реформ Клисфена (508-500 гг. до н.э.). Законы Клисфена завершили формирование общества и государства в Аттике в виде демократического полиса, которое началось в VIII в до н.э.

Если говорить о Греции классического периода, то невозможно упоминание об Афинах без Спарты. Создается впечатление, что эти два греческих полиса-государства были созданы творцом специально для изучения и в назидание человечеству.

Первым государством, возникшем на территории Греции, была Спарта (область Лакония), основанная завоевателями-дорийцами. Центр государства составили 5 объединившихся селений с общими святынями и органами управления. Необходимость сохранения господства 9 тыс. полноправных граждан над покоренным населением соседней области (около 150 тыс. чел.) привела к возникновению того строя, благодаря которому государство сохранилось в анналах истории.

Законы по которым жили спартанцы, установил в VIII в до н.э. полулегендарный царь Ликург. В их основе лежал принцип сохранения «общины равных» доблестных воинов. Всеми делами в государстве ведала герусия

(совет старейшин), состоявшая из 28 чел., избиравшихся по достижении ими 60 лет пожизненно. В герусию входили также два царя – от дорийского и ахейского родов для командования войском. Герусия определяла политику государства, выполняла судебные функции и готовила законы.

Окончательное решение по каждому вопросу выносило народное собрание – апелла.

Последняя могла только принимать или отвергать предложенные герусией законы или должностных лиц. Степень одобрения выражалась силой крика.

Для контроля за соблюдением законов Ликурга была создана коллегия из 5 ежегодно переизбирающихся эфоров

. Они следили за поведением полноправных граждан, включая царя, а также осуществляли надзор за илотами– порабощенным населением Спарты. Основой законодательства Ликурга стало уничтожение самой большой опасности для любого государства - богатства и бедности. Для этого он объявил государственной всю землю. Каждый из 9 тыс. спартанцев получил в пожизненное владение равный участок земли (около 15 га), который позволял существовать без излишеств, но и без нужды.

Царь Ликург запретил также хождение золотых и серебряных монет, оставив только железные оболы

, для которых в случае какой-либо покупки требовалась телега. Спартанцы носили также украшения из железа. Благодаря этому запрету исчезла роскошь, а вслед за ней и многие преступления: воровство и взятки. Для укрепления воинской дружбы Ликург учредил также совместные трапезы – сесситии

, во время которых спартанцы ели простые кушания, предписанные законом.

Жили спартанцы единым военным лагерем. Их полис не имел крепостных сооружений, так как считалось, что самая надежная защита – граждане. Лакедемоняне считались лучшими воинами Древней Греции, ибо они с утра до вечера совершенствовали боевое мастерство. Дома они только ночевали, проводя все время среди товарищей в военном отряде. Для совместных трапез каждый приносил продукты со своего участка. За стол со скудной и однообразной пищей (в основном овощи и рыба) садились человек по 15.

Все спартанцы были одеты одинаково: в рубашку без рукавов – хитон

и прямоугольный плащ. Единообразие выдерживалось даже в форме бороды и усов. Гражданам запрещалось покидать полис и путешествовать, чтобы они не стали подражать чужим нравам и образу жизни. По законам Ликурга, дети принадлежали не родителям, а государству, которое контролировало их воспитание. При рождении в живых оставляли лишь здоровых детей. До 7 лет мальчики росли в семье, а затем их воспитанием занималось государство. Зимой и летом юные спартиаты бегали босыми и спали на земле на тонкой подстилке из тростника.

Юноши постоянно упражнялись в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья, вырабатывая силу и ловкость.

Ежегодно юношей секли розгами перед алтарем Артемиды в присутствии старейшин и родителей. Порой некоторые умирали, предпочитая смерть позору быть осмеянным в слабости духа. Спартиаты считали, что такой воин никогда не выдаст тайн отечества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Корея в 30-60 годах XIX в
Во второй трети XIX в. еще более обострился кризис всех структур корейского общества. Ослабленная нарастающими внутриполитическими противоречиями монархия Ли клонилась к все большему упадку. Между тем над страной нависла грозная опасность ...

Предпосылки возникновения ятрохимии
Обновление культуры, которое стало проявляться в Италии с конца 13 в., ренессанс в искусстве, жизнь общин и связанная с этим потребность в производстве шерсти и шелка; проблемы, поставленные военным искусством, открытие Америки и расширен ...

Общественный строй Инков
Племя инков состояло из 10 подразделений – хатун-айлъю, которые в свою очередь делились каждый на 10 айлью. Первоначально айлью являлось патриархальным родом, родовой общиной: имело свое селение и владело прилегающими полями. Имена в родо ...