История » Политические представления древних греков » Полис как форма государственной организации древних греков

Полис как форма государственной организации древних греков
Страница 4

, отражавшие интересы аристократии, торгово-ремесленных кругов и крестьянства.

Понятно, что аристократы не желали просто так отдавать власть. Ситуация была накалена. Для утверждения основ демократии (совсем как в России в 1991-1993 годах) требовалась «жесткая рука». Таким человеком стал один из руководителей диактриев Писистрат. Воспользовавшись напряженностью в обществе, он в 561 г. до н.э. установил тиранию в Афинах. Чтобы удержаться у власти, проводил активную политику в интересах широких слоев демоса. Политику Писистрата продолжили его сыновья – Гиппий и Гиппарх. Однако тирания вызывала все большее недовольство в Афинах. Гиппарх пал жертвой заговора, а Гиппий в 510 г. до н.э. вынужден был бежать в Персию.

Окончательно демократия утвердилась только после реформ Клисфена (508-500 гг. до н.э.). Законы Клисфена завершили формирование общества и государства в Аттике в виде демократического полиса, которое началось в VIII в до н.э.

Если говорить о Греции классического периода, то невозможно упоминание об Афинах без Спарты. Создается впечатление, что эти два греческих полиса-государства были созданы творцом специально для изучения и в назидание человечеству.

Первым государством, возникшем на территории Греции, была Спарта (область Лакония), основанная завоевателями-дорийцами. Центр государства составили 5 объединившихся селений с общими святынями и органами управления. Необходимость сохранения господства 9 тыс. полноправных граждан над покоренным населением соседней области (около 150 тыс. чел.) привела к возникновению того строя, благодаря которому государство сохранилось в анналах истории.

Законы по которым жили спартанцы, установил в VIII в до н.э. полулегендарный царь Ликург. В их основе лежал принцип сохранения «общины равных» доблестных воинов. Всеми делами в государстве ведала герусия

(совет старейшин), состоявшая из 28 чел., избиравшихся по достижении ими 60 лет пожизненно. В герусию входили также два царя – от дорийского и ахейского родов для командования войском. Герусия определяла политику государства, выполняла судебные функции и готовила законы.

Окончательное решение по каждому вопросу выносило народное собрание – апелла.

Последняя могла только принимать или отвергать предложенные герусией законы или должностных лиц. Степень одобрения выражалась силой крика.

Для контроля за соблюдением законов Ликурга была создана коллегия из 5 ежегодно переизбирающихся эфоров

. Они следили за поведением полноправных граждан, включая царя, а также осуществляли надзор за илотами– порабощенным населением Спарты. Основой законодательства Ликурга стало уничтожение самой большой опасности для любого государства - богатства и бедности. Для этого он объявил государственной всю землю. Каждый из 9 тыс. спартанцев получил в пожизненное владение равный участок земли (около 15 га), который позволял существовать без излишеств, но и без нужды.

Царь Ликург запретил также хождение золотых и серебряных монет, оставив только железные оболы

, для которых в случае какой-либо покупки требовалась телега. Спартанцы носили также украшения из железа. Благодаря этому запрету исчезла роскошь, а вслед за ней и многие преступления: воровство и взятки. Для укрепления воинской дружбы Ликург учредил также совместные трапезы – сесситии

, во время которых спартанцы ели простые кушания, предписанные законом.

Жили спартанцы единым военным лагерем. Их полис не имел крепостных сооружений, так как считалось, что самая надежная защита – граждане. Лакедемоняне считались лучшими воинами Древней Греции, ибо они с утра до вечера совершенствовали боевое мастерство. Дома они только ночевали, проводя все время среди товарищей в военном отряде. Для совместных трапез каждый приносил продукты со своего участка. За стол со скудной и однообразной пищей (в основном овощи и рыба) садились человек по 15.

Все спартанцы были одеты одинаково: в рубашку без рукавов – хитон

и прямоугольный плащ. Единообразие выдерживалось даже в форме бороды и усов. Гражданам запрещалось покидать полис и путешествовать, чтобы они не стали подражать чужим нравам и образу жизни. По законам Ликурга, дети принадлежали не родителям, а государству, которое контролировало их воспитание. При рождении в живых оставляли лишь здоровых детей. До 7 лет мальчики росли в семье, а затем их воспитанием занималось государство. Зимой и летом юные спартиаты бегали босыми и спали на земле на тонкой подстилке из тростника.

Юноши постоянно упражнялись в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья, вырабатывая силу и ловкость.

Ежегодно юношей секли розгами перед алтарем Артемиды в присутствии старейшин и родителей. Порой некоторые умирали, предпочитая смерть позору быть осмеянным в слабости духа. Спартиаты считали, что такой воин никогда не выдаст тайн отечества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Солженицын и Америка. Выступление в Гарварде.
О Солженицыне, как и о любой другой известной личности, не может быть одного мнения, и естественно, не может быть только положительного мнения. Приведу статью Виктора Снитковского, носящую название «25 лет кликушества», которая представля ...

Укрепление великокняжеской власти
Об укреплении самодержавной власти русских государей свидетельствовала торжественная церемония венчания шапкой Мономаха Дмитрия - внука государя Ивана III (сына рано умершего наследника Ивана Ивановича Молодого), состоявшаяся в феврале 14 ...

Как возникла вера в Жанну – деву.
Ряд свидетельств, исходящих от людей, которые стали первыми приверженцами Жанны, позволяют проследить как возник этот социально – психологический феномен. Вряд ли нужно подчёркивать, насколько важно понимание природы и генезиса этого явле ...