История » Манифест 17 октября

Манифест 17 октября
Страница 1

В 1905 году Россия представляла собой узел противоречий. Поражение России в русско-японской войне (26 января 1904 г. - август 1905 г.) обнажило ее технико-экономическую отсталость по сравнению с передовыми странами. В условиях растущего противоборства между группировками империалистических государств такое отставание было чревато самыми серьезными последствиями. Внешняя опасность, классовая борьба толкали Россию на путь решительных перемен. Но власть оказалась не готова к ним. Таким образом, ведущее противоречие - между потребностями развития страны и невозможностью обеспечить его в условиях самодержавной России - становилось все более непримиримым. Сложность преобразований в России заключалась в том, чтобы в борьбе со старым не уничтожить ростки нового, прогрессивного. В переломные моменты все общество приходило в движение, и различным классам и общественным слоям необходимо было учитывать интересы других, считаться с ними, так как вихрь перемен вовлекал в политическую борьбу все общество, те или иные силы могли добиться успеха только в союзе с другими социальными слоями. Поиск союзников был предметом постоянной заботы политических партий России.

Главное противоречие развития России проявлялось в различных сферах жизни общества.

В социально-экономической области оно выражалось в противоречии между необходимостью расширения сферы товарно-денежных отношений и существованием целого ряда препятствий на пути их развития. Свободная рыночная конкуренция сдерживалась как феодальными пережитками, так и искусственной монополизацией в результате экономической политики царизма. Развитие производительных сил страны замедлялось системой производственных отношений, поддерживаемых властью. Рост капитализма "вширь" сдерживал до известной степени его движения "вглубь".

В области социально-классовых отношений сложился целый комплекс противоречий. Самым острым из них было противоречие между крестьянством и помещиками. Первым шагом к его разрешению могло быть уничтожение системы внеэкономического принуждения крестьян.

Особой остротой отличалось противоречие между царизмом и народами Российской империи. В зависимости от уровня национального самосознания народы выдвигали требования от культурно-национальной автономии до права на самоопределение вплоть до отделения.

К осени 1905 г. революционное движение охватило почти всю страну. Сентябрьская забастовка московских печатников, булочников, табачников, трамвайщиков и рабочих некоторых других профессий, поддержанная пролетариатом Петербурга явилась предвестником нового подъема революции. Большевики старались превратить частичные забастовки в обеих столицах - в общегородские; распространить их на всю страну. Большевистская политика сплочения всех революционных сил принесла крупный успех. В октябрьские дни забастовали все железнодорожники России. Важную роль в этом сыграл Всероссийский железнодорожный союз. Железнодорожная забастовка способствовала началу всеобщей стачки на фабриках и заводах, в учреждениях, высших и средних учебных заведениях, на почте и на телеграфе. Это была подлинно всероссийская забастовка, парализовавшая всю политическую и экономическую жизнь страны. Всеобщая стачка рабочих дала мощный толчок национально-освободительному движению угнетенных народов, особенно в Польше, Финляндии, Латвии, Эстонии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Экономика империи Маурьев
Империя Маурьев в царствование Ашоки охватывала почти весь Индийский субконтинент, за исключением крайнего юга Декана, а также значительные территории к западу от Индии. Вся империя была разбита на пять основных областей – наместничеств, ...

Возвышение Хубилая
В то время как Хулагу расширял пределы Монгольской империи на западе, Мункэ разрабатывал планы по завоеванию областей Китая, остававшихся под властью династии Южной Сун. Эти захватнические устремления были отчасти обусловлены набегами сун ...

Преобразования в администрации
Сперанский был назначен товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ. Сперанский был лучшим, даровитым представителем старого, духовно - академического образования. По характеру ...