Влияние традиции на общественно-политические взгляды и политику Джавахарлала Неру
В подразделе изучается влияние цивилизационного подхода на внешнюю политику Неру и его социокультурных взглядов на внутреннюю политику правительства.
Неру отдавал преимущество стратегии неприсоединения, потому что, по его мнению, в динамическом ядре цивилизации каждого большого народа существуют “некоторые черты величия”, и потому кратчайшим путем до всестороннего прогресса Индии должно быть взаимное обогащение больших государств (цивилизаций) и Индии. Благодаря цивилизационному подходу Неру определил три приоритетных партнеров Индии на международной арене: Америка, Россия и Китай.
Таким образом, цивилизационный подход стал идейно-теоретическим обоснованием политики неприсоединения, и позволил Неру более четко увидеть как позитивные, так и негативные черты США и СССР, подталкивал его к привлечению лучшего опыта обоих сверх государств. Субъективное и в некоторой степени патетическое отношение Неру к культуре Китая вместе с его методологическими ошибками в исторических исследованиях привело к отрыву политической практики Неру от самодовлиючеи исторической традиции Китая. Наиболее ярко это оказалось в том, что Неру рассматривал Юго-восточную Азию (ПСА) как сферу цивилизационного влияния Индии и не учитывал традиционные геополитические интересы Китая в этом регионе. Вооруженное увлечение португальских колоний Диу, Гоа и Даману в 1961 г. было серьезным внешнеполитическим просчетом Неру, потому что, рядом с разными подходами Индии и КНР к решению проблемы Тибета, это стало одной из причин аннексии КНР части индийской территории в 1962 году.
Цивилизационный подход Неру сыграл определяющую роль в решении правительства Индии оставить связь с Содружеством наций. Кстати, исключительно личная позиция Неру обусловила последующее пребывание Индии в составе Содружества наций. Неру сознательно пытался изменить социокультурную традицию Индии, чтобы сделать ее традиционалистской, то есть, изменив сущность, предоставить ей гибкости и мягкости для взаимодействия с новациями. Неру внес изменения в два последних ведичних ашрами (ванапрастха и саньясин), обращение к которым явно не отвечало современному образу жизни и могло создать определенные социально психологические преграды на пути модернизации Индии. Следует отметить, что он открывал Индию не столько для европейцев, сколько для европеизированной индийской элиты, подобной ему, что была в значительной степени оторвана от своих корней.
Учитывая это, необходимо признать, что Неру не всегда точно интерпретировал социокультурную традицию с целью предоставления ей большей гибкости и способности приспосабливаться к потребностям индийского общества, которое модернизировалось. Он верно нашел единственную для Индии религиозную “сущность”, философскую основу – адвайта веданту – но не смог предоставить ей религиозной “формы”, потому что это нуждалось бы в разрыве с индийской социокультурной традицией, которая освящала плюрализм мыслей и непрерывное развитие путем трансформации, то есть изменения форм. Неру так и не удалось подключить к процессу модернизации Индии религиозную традицию, которая отличалась высокой функциональностью, гибкостью, способностью к саморазвитию. Неру смог усилить позиции государства в начальном и среднем образовании, что способствовало послаблению кастовой системы. Он активно содействовал развитию высшего технического образования и фундаментальных наук в Индии.
Греческая литература V века
Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху; тогда же рождаетс ...
Реформы Петра I
Преобразования, проведенные на рубеже двух столетий, носили характер первичный, предварительный. Более глубокие реформы начались позднее, после побед под Лесной и Полтавой.
Экономическое развитие. Основа основ жизни всякого государства — ...
Внутри- и внешнеполитическое положение Болгарии. 1887-1908 гг. Укрепление
ее суверенитета
Незамедлительно после принесения присяги князь Фердинанд назначил премьер-министром и министром иностранных дел С.Стамболова. Затем, 27 сентября (8 октября) 1887 г. прошли выборы в 5-е Обыкновенное Народное собрание, а 4 (16) октября - в ...