История » Идеи Джавахарлала Неру » Выводы. Обобщенная характеристика политических идей Джавахарлала Неру

Выводы. Обобщенная характеристика политических идей Джавахарлала Неру
Страница 1

Частичное несовпадение развития исторических и политических взглядов Неру обусловило неверную, но господствующую в отечественной и зарубежной историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом. Неру сформулировал моральный подход к политике, за которым моральные принципы неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. На основании исторических исследований Неру пришел к выводу, что средний класс является движущей силой социального прогресса, и потому пытался обеспечить благоприятные условия для его развития, как путем ограничения интересов большого капитала, который рвался к власти, так и путем активной борьбы с бедностью большинства индейцев. В процессе своих общественно-политических исследований Неру приобрел твердую уверенность в прогрессивности демократии, и потому отказался от диктатуры или жесткого авторитаризма.

Под его руководством началась широкая политическая модернизация Индии, которая охватила всю общественно-политическую систему страны, включая общественную и государственную идеологии. Особенностью политической модернизации Индии стал курс Неру на укрепление демократии в Индом. Он предусматривал максимально возможную концентрацию власти на высшем государственном уровне при сохранении парламентской демократии в сочетании с максимальной демократизацией и децентрализацией на низших уровнях власти, то есть на уровне местного самоуправления. Неру хотел создать гражданское общество, в котором народ должен был быть источником стабильных позитивных изменений, а не государство, которое, как правило, является главным инициатором и проводником радикальных превращений. Государственной идеологией в Индом стал демократический социализм, которой предусматривал построение смешанной экономики, укрепления демократии и внедрения широких социальных программ.

В качестве общественной идеологии Неру оставил национализм, при условиях его многоуровневого осознания. Комплексный исторической подход к национализму позволил Неру в период пребывания у руля власти направлять регионализм руслом национализма, то есть совмещать процесс пробуждения национального самосознания у индийских этносов с высшей целью – развитием загальноиндийской национального сознания, которое, в свою очередь, он крепил принципами интернационализма. Результатом общественно-политических исследований Неру стало создание собственной концепции социализма. Основным содержанием данной теоретической концепции было создание прогрессивного, гармоничного общества, которое основывается на принципах равных возможностей, социальной справедливости, демократии и общественной (государственной) собственности на основные средства производства[9].

Особенностью социализма Неру является приоритет в исторической перспективе социокультурных факторов над экономическими факторами общественного развития, что ставило социальный прогресс в непосредственную зависимость от степени духовного и морального совершенствования людей. Основным путем построения более совершенного общества Неру считал сочетание научного подхода, основанного на эмпирическом опыте, с философией, которая опирается на логические выводы, и с религией, которая неразрывно связана с интуицией. Религиозные, философские, исторические, социально-экономические и политические установки Неру создают своеобразную, но непротиворечивую идеологическую систему, которую можно определить как новый социализм или неосоциализм.

Главным заданием “курсу Неру” было преодоление стихийности капиталистической системы путем развития государственного и частного секторов экономики, перехода к плановой регуляции. Понимания Неру экономического роста как социально-экономической категории, сущностью которой является кооперация, обусловило его расположение к идее внедрения кооперативной системы в сельском хозяйстве Индии, поддержку кооперативного движения в кустарной промышленности и малом бизнесе. Курс Неру на внедрение сельскохозяйственной кооперации должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики. Недостаточно глубокие знания Неру относительно основ и опыта осуществления финансовой и денежно-кредитной политики объясняют неудачу в проведении ускоренной социально-экономической модернизации Индии. Валютный кризис 1957-1958 гг. в Индом не позволила Неру начать переход к ускоренной индустриализации. Изрыл ускоренной индустриализации повлек в начале 60-х годов неожиданный для правительства Индии рост занятости населения в малом бизнесе, который успешно обслуживал потребности рынка и государственного сектора.

Страницы: 1 2

«Один день Ивана Денисовича».
С.Е.Резник: Огромное впечатление можно вынести от этого произведения. Стоит упомянуть и подковерную борьбу за публикацию повести, когда Твардовский сумел заставить самого Хрущева прочитать рукопись. В «Денисовиче» нет никакой риторики. ...

Предпосылки и особенности развития  абсолютизма в России.
Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков, которые в соответствие со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешн ...

Предпосылки возникновения ятрохимии
Обновление культуры, которое стало проявляться в Италии с конца 13 в., ренессанс в искусстве, жизнь общин и связанная с этим потребность в производстве шерсти и шелка; проблемы, поставленные военным искусством, открытие Америки и расширен ...