История » Франция в середине 70-х гг. начала XXI ст. » Президентские выборы 1981 г. «Левый «эксперимент».

Президентские выборы 1981 г. «Левый «эксперимент».
Страница 8

1 Характерной чертой президентских выборов 1988 г. стала явная деидеологизация политической борьбы. Опыт правления ведущих партий страны – СФД, ФСП и ОПР, посменно пребывавших у власти и пытавшихся реализовать глобальные идеологические проекты, оказался малоубедительным. Социал-реформистская стратегия ее оправдала себя, а неконсервативную революцию французское общество отвергло. Предвыборная платформа кандидатов правого (лагеря Ширака и Барра свидетельствовала об окончательном отказе от либерального максимализма. Оба пытались апеллировать к голлистским традициям государственного строительства, целесообразности прагматичного курса в экономической сфере, рацио­нального синтеза социальных традиций и технократического мо­дернизма. К этой же позиции склонялись и ведущие политики, боровшиеся за выдвижение своих кандидатур от ФСП – Рокар и Фабиус.

Сближение стратегических целей ведущих партий могло существенно из­менить расстановку политических сил в стране. П. Береговуа даже попытался Пропагандировать идею новой коалиции, способной объединить «либералов-фрагматиков» и «социалистов-реалистов». Сама идея синтеза гибких рыночных механизмов, широкой «производственной демократии» и значительных Прерогатив государства в социальной сфере была весьма перспективной. По сути, Франция первой из ведущих западных стран подошла к формированию новой стратегии общественного развития, которая станет доминирующей уже в 90-е гг. Но ни политическая элита Франции, ни общественное сознание не [были готовы к «новому синтезу». Французов мало удовлетворял прагматизм без идеалов, равно как и идеология, доведенная до прагматизма. Два столетия почти религиозных войн в политической сфере наложили отпечаток на характер. Традиция «идти к избирательным урнам, как на баррикады», психологическая ориентация на эмоционально, ценностно значимые коллективные идеи-символы, конфронтационность, экспансивность публич­ной политической жизни, уравновешенная непоколебимостью государствен­ной бюрократии – все эти особенности французской политической культуры мало соответствовали реалиям общественного развития конца XX в., но все еще оказывали огромное влияние. В 1988–1989 гг. уже 58 % французов рато­вало за решение общественных проблем исходя из здравого смысла, но еще 38 % решительно отстаивали «левые» и «правые» принципы. Среди принимавших участие в выборах пропорция была фактически обратной.

Идейно-политический кризис традиционных партий и самой «четырехпартийной модели», отсутствие ярких идей привели к рез­кому снижению общественного интереса к выборам. По опросам, доверие к партиям испытывали лишь 2 % французов (наиболь­шим – 47 % – пользовались ассоциации потребителей). Неизбеж­ным следствием стала персонификация политической борьбы. На президентских выборах кандидаты выступали скорее как незави­симые политики, нежели лидеры и руководители своих партий. Из­бирательные кампании строились на основе особенностей их лич­ного имиджа с использованием всего арсенала технологий РК. Пре­успел в такой борьбе Миттеран. Подобно де Голлю в 1965 г., он выдвинул свою кандидатуру в последний момент – за одни месяц до выборов, когда основные кандидаты уже активно ввязались «в ближний бой». Миттеран резко изменил свой политический имидж и предстал перед избирателями как общенациональный лидер, ориентирующийся на идеи гражданского согласия и ста­бильности. Он полностью отказался от роли лидера ФСП и от со­циалистических идей, попытавшись подобно де Голлю «встать над партиями». Весьма напоминали деголлевскую пропаганду и призы­вы Миттерана ко «всем французам» спасти Республику «от партий, готовых захватить всю власть», от «кланов и банд». Но, в отличие от классического голлизма, миттеранизм стал не только идеологи­ей национальной консолидации, но и конституционного равнове­сия, сбалансированной модернизации общества, внешней полити­ки без галльского эпатажа, но с уверенностью великой державы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Рождение
Ходжа Ахмед Яссауи - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Сохранилось его произведение "Диван-и-хикмет" ("Книга мудрости" - часто сокращенно употребляется под именем "Хикметы"). Биографич ...

Культура Болгарии
В целом, начавшиеся в 1878 г. перемены, охватили все стороны жизни болгарского общества, включая традиции и нравы. С появлением болгарского национального государства началось становление системы образования. В соответствии с Тырновской к ...

Ранние годы
Родился Григорий Александрович Потемкин 13 сентября 1739 года в селе Чижово Смоленской губернии, в семье отставного секунд-майора, представителя древнего дворянского рода, Александра Васильевича Потемкина. Рано потерял отца Александра Вас ...