История » Франция в середине 70-х гг. начала XXI ст. » Внутриполитическое и экономическое развитие Франции

Внутриполитическое и экономическое развитие Франции
Страница 6

В последующие годы Миттеран попытался занять более неза­висимую позицию. В отношениях с США началось заметное ох­лаждение. Уже в 1991 г. французский президент демонстративно заявил о нежелательности участия США в решении европейских проблем, включая помощь бывшим соцстранам. В 1992 г. Франция и США оказались в состоянии ожесточенной «торговой войны». Идя на встречу антиамериканским настроениям , французское правительство заявило, что наложит вето на любое соглашение ЕЭС с США, которое будет противоречить ее экономическим ин­тересам. Символичным выглядело налаживание в 1992 г. кон­структивных отношений Франции с Кубой. Франция критически отнеслась к изменениям в натовской доктрине «гибкого реагиро­вания», решению о формировании многонациональных сил НАТО и перспективе расширения НАТО на Восток. Лишь в 1994 г., ког­да Миттеран начал постепенно отдавать инициативу голлистам, Франция поддержала программу «Партнерство во имя мира» и активизацию контактов альянса с восточноевропейскими стра­нами. Но в том же 1994 г. в Париже была издана «Белая книга по обороне». Обновленная военная доктрина предусматривала сохра­нение автономности французского ядерного оружия и защиту зоны национальных интересов. В перспективе французское пра­вительство предполагало создание европейских сил ядерного сдер­живания и расширение зоны ответственности вооруженных сил на все европейское пространство. Таким образом, по основным па­раметрам военно-политическая стратегия Франции вернулась в деголлевским традициям.

Европейское направление оставалось приоритетным для Мит­терана. Именно в контексте европейского интеграционного процес­са Франция могла сохранить статус мировой державы. Миттеран внес значительный вклад в переговорный процесс о формировании Европейского союза и подписание Маастрихтских соглашений. Ему пришлось преодолеть огромное сопротивление и в самой Франции. Французская политическая элита и все общество раскололись в своем отношении к проекту углубления интеграции. Федера­листские настроения объединили представителей СФД, часть ОПР во главе с Валадюром и Шираком, большинство членов СФП и экологистов. Против Маастрихтского договора выступили этатисты из ОПР, левые социалисты из группы Шевенмана, многие коммунис­ты и лепеновцы. На общенациональном референдуме в сентябре 1992 г. договор о ЕС был ратифицирован с перевесом в 500 тыс. голо­сов (51 % «за» и 49 % «против»).

Смена политического руководства Франции в середине 90-х гг. первоначально привела к существенной корректировке внешнепо­литического курса. Одним из первых шагов Ширака стало снятие моратория на испытания ядерного оружия. Франция активно возоб­новила интеграцию в военную структуру НАТО, а в начале 1996 г. даже заявила о намерении проводить переговоры о переходе нацио­нальных ядерных сил под общее командование. Но после победы на президентских выборах Ширак отказался от атлантического кур­са. Франция начала осуждать стремление США к гегемонии и по­пыталась вновь вернуться к европейским проектам обеспечения безопасности. В 1997 г. Франция поддержала инициативу Герма­нии о превращении ЗЕС в сепаратную западноевропейскую воен­ную систему. Несмотря на сложность этого проекта, Ширак упор­но отстаивал его даже перед североамериканскими союзниками.

Всю глубину французско-американских противоречий продемон­стрировал югославский конфликт 1998 г. Париж без энтузиазма вос­принял военную операцию НАТО и долгое время пытался предот­вратить бомбардировки территории Сербии. Уже после окончания кампании американские генералы, не стесняясь в выражениях и эмоциях, публично обвиняли французских союзников в противо­действии планам НАТО и, в частности, в длительном использова­нии права вето при обсуждении бомбардировок центра Белграда. Французская дипломатия, в свою очередь, активно проявила себя в ходе скандальных разбирательств последствий применения аме­риканцами в Косово боеприпасов с объединенным ураном.

Ширак продолжил усилия своего предшественника в области европейской интеграции. Несмотря на огромные экономические и политические осложнения, Франция настойчиво стремилась по­пасть в первую группу стран, формирующих валютный союз. По­казательно, что, в отличие от ратификации Маастрихтского договора, это важнейшее решение уже не вызывало сколько-нибудь серьезных дискуссий. Новым аспектом европейской политики Франции в период президентства Ширака стало налаживание сотрудничества с Великобританией и некоторое охлаждение отношений с ФРГ. В целом же европейское направление не стало приоритетным для Ширака. Наибольшую активность он проявил «экономической дипломатии».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Оборонительные бои советской армии
Летом и осенью 1941 г. ожесточенные бои продолжались. С 10 июля 1941 г. начинается знаменитая Ленинградская битва, закончившаяся лишь 9 августа 1944 г. полным разгромом фашистских войск. Эта битва оказала значительное влияние на ход боевы ...

Президент США и его "новый курс"
Рузвельт стал президентом, победив с большим преимуществом. Миллионы рабочих, фермеров, представителей городских средних слоев голосовали за партию "нового курса", народ хотел перемен. Весна 1933 года вынудила новую администрац ...

Предпосылки раннего экономического подъема
Раннему экономическому развитию в этом регионе благоприятствовали теплый климат, наличие плодородных земель, возможность ежегодного орошения почвы. В восточной части Северной Индии находится долина реки Ганг и её многочисленных полноводн ...