История » Франция в середине 70-х гг. начала XXI ст. » Внутриполитическое и экономическое развитие Франции

Внутриполитическое и экономическое развитие Франции
Страница 6

В последующие годы Миттеран попытался занять более неза­висимую позицию. В отношениях с США началось заметное ох­лаждение. Уже в 1991 г. французский президент демонстративно заявил о нежелательности участия США в решении европейских проблем, включая помощь бывшим соцстранам. В 1992 г. Франция и США оказались в состоянии ожесточенной «торговой войны». Идя на встречу антиамериканским настроениям , французское правительство заявило, что наложит вето на любое соглашение ЕЭС с США, которое будет противоречить ее экономическим ин­тересам. Символичным выглядело налаживание в 1992 г. кон­структивных отношений Франции с Кубой. Франция критически отнеслась к изменениям в натовской доктрине «гибкого реагиро­вания», решению о формировании многонациональных сил НАТО и перспективе расширения НАТО на Восток. Лишь в 1994 г., ког­да Миттеран начал постепенно отдавать инициативу голлистам, Франция поддержала программу «Партнерство во имя мира» и активизацию контактов альянса с восточноевропейскими стра­нами. Но в том же 1994 г. в Париже была издана «Белая книга по обороне». Обновленная военная доктрина предусматривала сохра­нение автономности французского ядерного оружия и защиту зоны национальных интересов. В перспективе французское пра­вительство предполагало создание европейских сил ядерного сдер­живания и расширение зоны ответственности вооруженных сил на все европейское пространство. Таким образом, по основным па­раметрам военно-политическая стратегия Франции вернулась в деголлевским традициям.

Европейское направление оставалось приоритетным для Мит­терана. Именно в контексте европейского интеграционного процес­са Франция могла сохранить статус мировой державы. Миттеран внес значительный вклад в переговорный процесс о формировании Европейского союза и подписание Маастрихтских соглашений. Ему пришлось преодолеть огромное сопротивление и в самой Франции. Французская политическая элита и все общество раскололись в своем отношении к проекту углубления интеграции. Федера­листские настроения объединили представителей СФД, часть ОПР во главе с Валадюром и Шираком, большинство членов СФП и экологистов. Против Маастрихтского договора выступили этатисты из ОПР, левые социалисты из группы Шевенмана, многие коммунис­ты и лепеновцы. На общенациональном референдуме в сентябре 1992 г. договор о ЕС был ратифицирован с перевесом в 500 тыс. голо­сов (51 % «за» и 49 % «против»).

Смена политического руководства Франции в середине 90-х гг. первоначально привела к существенной корректировке внешнепо­литического курса. Одним из первых шагов Ширака стало снятие моратория на испытания ядерного оружия. Франция активно возоб­новила интеграцию в военную структуру НАТО, а в начале 1996 г. даже заявила о намерении проводить переговоры о переходе нацио­нальных ядерных сил под общее командование. Но после победы на президентских выборах Ширак отказался от атлантического кур­са. Франция начала осуждать стремление США к гегемонии и по­пыталась вновь вернуться к европейским проектам обеспечения безопасности. В 1997 г. Франция поддержала инициативу Герма­нии о превращении ЗЕС в сепаратную западноевропейскую воен­ную систему. Несмотря на сложность этого проекта, Ширак упор­но отстаивал его даже перед североамериканскими союзниками.

Всю глубину французско-американских противоречий продемон­стрировал югославский конфликт 1998 г. Париж без энтузиазма вос­принял военную операцию НАТО и долгое время пытался предот­вратить бомбардировки территории Сербии. Уже после окончания кампании американские генералы, не стесняясь в выражениях и эмоциях, публично обвиняли французских союзников в противо­действии планам НАТО и, в частности, в длительном использова­нии права вето при обсуждении бомбардировок центра Белграда. Французская дипломатия, в свою очередь, активно проявила себя в ходе скандальных разбирательств последствий применения аме­риканцами в Косово боеприпасов с объединенным ураном.

Ширак продолжил усилия своего предшественника в области европейской интеграции. Несмотря на огромные экономические и политические осложнения, Франция настойчиво стремилась по­пасть в первую группу стран, формирующих валютный союз. По­казательно, что, в отличие от ратификации Маастрихтского договора, это важнейшее решение уже не вызывало сколько-нибудь серьезных дискуссий. Новым аспектом европейской политики Франции в период президентства Ширака стало налаживание сотрудничества с Великобританией и некоторое охлаждение отношений с ФРГ. В целом же европейское направление не стало приоритетным для Ширака. Наибольшую активность он проявил «экономической дипломатии».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Из воспоминаний очевидцев.
«На третий день оккупации города немцами был издан приказ о регистрации еврейского населения, после чего евреев обязали носить на груди и на спине знаки, - шестиконечную звезду. Через небольшой промежуток времени еврейскому населению было ...

Европейское средневековье - период урбанизации. Становление и развитие средневековых городов
Средневековый город следует рассматривать как парадигму западноевропейского феодализма. Такого городского феномена не знала Византийская империя, несмотря на множество городов. Средневековый город возникает в ходе феодализационных процес ...

Вновь на политической арене
В марте 1928 года Рузвельт сделал первый шаг в новом туре борьбы за национальное признание. Энергичный, на ходу улавливающий изменение обстановки и легко приспосабливающийся к ней, Рузвельт пользовался поддержкой в финансово-промышленных ...