История » Академик Рудницкий Степан Львович

Академик Рудницкий Степан Львович
Страница 2

В отличие от "світлих українців" (по определению Ивана Франко), которые, заботясь о социалистических, интернационалистических идеях, отдалялись от украинства, он был среди вдохновителей национально-освободительного движения. Отбросив социалистический "универсализм", ученый доказывал, что самостоятельный "нарід-нація" является важнейшей природной единицей человечества, лучшим продуктом эволюции природы, а национальность — самым важным идентифицирующим признаком личности (в противоположность классовому, религиозному или какому-либо другому). С учетом вышеизложенного, можно утверждать, что национализм стал одной из мировоззренческих доминант ученого. Ведущей же идеей политических взглядов С.Рудницкого стала идея независимого украинского государства.

Следует учитывать, что тогдашнее украинское общество, как впоследствии заметил Вячеслав Липинский, переживало тяжелую "болезнь безгосударственности". Даже лучшие представители украинской интеллектуальной элиты рассматривали любые мечты об украинской политической независимости как "дело невозможное" (М.Драгоманов), как то, что лежит "вне границ возможного" (И. Франко), как "смешное донкихотство" (Б.Гринченко) или как "детскую мечту" (Т.Зинькивский). Большинство украинцев возлагали надежды на образование государственности в форме автономии в составе федеративной России. И только в конце 1917 — в начале 1918 гг. под давлением обстоятельств, после большевистского "очищения огнем", как писал М.Грушевский, федералисты присоединились к самостийницким лозунгам. Позиция же С.Рудницкого с самого начала была определенно самостийницкой.

Определяя место С.Рудницкого в близкой ему среде, укажем, что самостийники "независимость", "политическую самостоятельность" понимали неоднозначно, а поэтому одни из них предполагали "самостоятельность" в союзе с Россией, как, например, на определенном этапе И.Франко. Другие мечтали о "независимой", "свободной" Украине "в союзе с Австрией". Для других же сущность политической самостоятельности состояла в "полной независимости" Украины. С.Рудницкий был, так сказать, безальтернативным самостийником.

Показательно, что каждый рефлектирующий над проблемой украинской государственности в той или иной степени стремился ответить как минимум на три жизненно важных для нации вопроса: почему украинцы, в отличие от других народов, оставались безгосударственными; зачем им необходима государственность; каким должно быть будущее украинского государства? По этой логической стезе пошел фактически и Степан Львович. Он считал, что украинскую безгосударственность обусловливало взаимодействие двух основных факторов — географического и исторического.

Попытка С.Рудницкого проследить влияние геофактора на этносоциальные процессы, в частности на процесс построения государства, была своего рода этапной в развитии, созревании политического сознания украинцев. Ведь в свое время украинские интеллектуалы обращались прежде всего к лингвистическим, этнографическим, историческим знаниям, чтобы доказать языковую, этническую и т.п. обособленность украинцев. С.Рудницкий попытался привлечь новое знание — из области географии, чтобы уже через его призму осмыслить и объяснить исторические, политические процессы на украинских просторах.

Своеобразность геоположения нашей земли ученый видел в ее "окраинности". Он был склонен прослеживать феномен "окраинности" в том, что Украина лежит на рубеже Европы и Азии, на рубеже европейской полосы складчатых гор и восточноевропейского плато, на геоморфологической и климатической границе. Кроме того, — граничит растительное и животное царства. "…Тут стикаються, — писал ученый, — зі собою раси, культурні кола, народи. Україна — це не тільки гранична країна, це також країна границь". С давних времен украинские земли были границей для цивилизованного мира от нецивилизованных "народов природы", проживающих на севере Европы. Украина была границей эллинистического мира, а с началом Средневековья стала границей, разделившей средиземноморский мир и переднеазиатский от севера, а еще — окраинной землей оседлых хлеборобских народов против кочевников-азиатов. По мнению С.Рудницкого, в течение долгих столетий — с ХV по ХVІІІ — Украина стояла на границе трех миров: западноевропейского, ориентально-мусульманского и кочевого азиатского. Вот это "страшное пограничье" так или иначе и обусловило украинскую безгосударственность. (Замечу, что "идея пограничья" не осталась идеей времени", не затерялась в украинской "драме идей" — и в конце ХХ в. трансформировалась в идею "Великой границы", получив развитие в трудах современных украинских исследователей.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Результаты буржуазных реформ для Беларуси
В отечественной историографии относительно буржуазных реформ ХІХ века всегда сталкивались две противоположных тенденции. Преобладала критическая точка зрения, акцентирующая внимание на недостатках, проблемах и ошибках реформаторов. Она ха ...

Образ русского купечества в литературе XVIII-XIX вв.
Для советской, да и русской, исторической науки характерно слабое внимание к такому важному источнику в изучении отечественной истории, как художественная литература Личность предпринимательского типа не вписывалась в привычные нормы русс ...

Синод
Священный Синод (греч. Σύνοδος — «собрание», «собор») — высший «орган управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами». ...